ФГУП «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» ГНЦ РФ


ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ

тел.: +7(499)261-86-77
факс: +7(499)267-86-09
E-mail: admin@viam.ru
Руководство
История
Испытательный центр
Филиалы
Наши партнеры
Адрес
www.viam.ru
Главная страница Карта сайта E-mail
Научные направления
Продукция
Книги
Обучение
Металлические авиационные материалы
Неметаллические авиационные материалы
Испытательный центр
Коррозионная стойкость материалов и способы защиты конструкций от коррозии

История

Разработанные в институте многофункциональные материалы, технологические процессы и установки защищены более 5000 авторских свидетельств и патентов и находят применение во многих отраслях промышленности - авиационной, космической, электротехнической, легкой и пищевой, в тяжелом и энергетическом машиностроении, автомобиле- и вагоностроении, медицине, строительстве, для изготовления товаров широкого потребления, в том числе спортивных товаров.


Самолет Бе-200

Ежегодно на предприятиях промышленности осваивается около 130 разработок института. ВИАМ заключено более 150 Лицензионных договоров и контрактов с отечественными и зарубежными предприятиями на передачу прав использования патентов РФ и НОУ-ХАУ.


Вакуумная индукционнаяплавильно-разливочнаяустановка ВИАМ-2002

Монокристаллическая структура жаропрочного сплава

28.06.1932 г. Приказ по народному комиссариату тяжелой промышленности СССР от 28 июня 1932 г. № 435 об образовании Всесоюзного (ныне Всероссийского) научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ). Из приказа: «На ВИАМ возложить: изучение авиационных материалов, изучение сырьевых баз, изыскание новых материалов и внедрение их в производство самолетов и моторов; разработку технологических процессов по производству и применению материалов и полуфабрикатов в моторо-, самолето-, дирижабле- и авиаприборостроении...».

1932 г. Организована лаборатория общего металловедения, коррозии металлов и их защиты (отделы: авиалеса, экспериментальной металлургии, цветных металлов, черных металлов, химико-технологический, химико-аналитический).


Штурмовик Ил-2

1932 г. Разработана и внедрена в промышленность первая высокопрочная сталь «хромансиль» 30ХГСА с прочностью 1600-1700 МПа (И.И. Сидорин, Г.В. Акимов), что позволило освободиться от экспортных поставок. Разработана теория рекристаллизации алюминиевых сплавов (А.А. Бочвар).

1932-1950 гг. Созданы основы теории многоэлектродной структурной коррозии металлов (Г.В. Акимов, В.П. Батраков).

1937 г. Создана авиационная броня (С.Т. Кишкин, Н.М. Скляров). Организована лаборатория авиационной брони.

1940 г. Создан высокопрочный древесный композит дельта-древесина (Я.Д. Аврасин).

1942-1943 гг. Созданы мягкие фибровые баки повышенной живучести (А.В. Ермолаев). Внедрены в конструкциях боевых самолетов недешифруемые маскировочные лакокрасочные покрытия (В.В. Чеботаревский).

1942-1944 гг. Созданы наплавочные сплавы для клапанов авиационных двигателей (А.Т. Туманов, В.П. Гречин, Г.В. Акимов, А.А. Киселев).

1944-1949 гг. Создан комплекс материалов, технологий и методов контроля для атомной энергетики (Г.В. Акимов, С.Т. Кишкин, Р.С. Амбарцумян, А.А. Киселев, А.М. Глухов).

1945 г. За вклад в победу в Великой Отечественной войне институт награжден орденом Ленина.

1947 г. Организованы лаборатории неметаллических материалов (М.В. Соболевский) и экспериментально-технологическая база (ЭТБ) неметаллов (Н.М. Новиков, М.В. Соболевский).

Создана отраслевая лаборатория стандартизации (М.Д. Глезер).

1948-1955 гг. Разработана гетерофазная теория жаропрочности (С.Т. Кишкин). Созданы литейные (С.Т. Кишкин) и деформируемые жаропрочные никелевые сплавы (Ф.Ф. Химушин, К.И. Терехов, Е.Ф. Трусова, Д.Е. Лифшиц, М.Я. Львовский) для газотурбинных двигателей.


Ракетный стартовый комплекс

1950-1960 гг. Разработаны первые герметизирующие материалы (Н.Б. Барановская, Л.Е. Зельбет, Н.И. Руденко, А.И. Мизикин).

Разработаны технологии вакуумно-индукционной плавки, вакуумного дугового переплава жаропрочных сплавов и высокопрочных сталей (К.К. Чуприн, В.П. Гречин, Р.Е. Шалин, Б.С. Ломберг, П.И. Норин, Е.Б. Качанов).

1950-1970 гг. Созданы основы теории легирования высокопрочных алюминиевых сплавов (В.А. Ливанов, И.Н. Фридляндер, Е.И. Кутайцева, А.Е. Семенов, В.И. Хольнова, В.И. Исаев, О.Г. Сенаторова).


Истребитель МиГ- 17

Заложены основы технологического процесса точного литья крупногабаритных деталей для изделий авиакосмической техники (И.Г. Лиференко, А.А. Лунев, В.М. Степанов, М.В. Сладкова, В.М. Королев, Б.М. Колобашкин, И.Д. Абрамсон, И.М. Демонис).

3 июня 1951 г. Создана первая в СССР лаборатория титановых сплавов, что послужило началом развития титана в стране (С.Г. Глазунов).

1952 г. Разработаны первый отечественный титановый сплав и основы технологии плавки, литья и термомеханической обработки полуфабрикатов из титановых сплавов  (С.Г. Глазунов, К.К. Ясинский, Е.И. Морозов, Е.А. Борисова).

1955-1956 гг. Созданы первые бериллиевые сплавы (И.Н. Фридляндер, К.П. Яценко, Р.Е. Шалин).

1958-1968 гг. Разработаны высокопрочные коррозионностойкие свариваемые стали «стального» истребителя МиГ-25 (Я.М. Потак, Л.Я. Гурвич, М.В. Поплавко-Михайлов,     А.Ф. Петраков, А.Б. Шалькевич).

1960-1970 гг. Разработана технология точного литья деталей из жаропрочных сплавов, созданы технологические процессы и оборудование для направленной кристаллизации и литья лопаток ГТД с монокристаллической структурой (С.Т. Кишкин, Д.А. Петров, В.М. Степанов).


Истребитель-бомбардировщик МиГ-23

1955-1975 гг. Создан и внедрен в ракетной технике класс специальных кислотостойких сталей для работы в сильноокислительных средах (В.П. Батраков, Л.А. Филимонова, А.Т. Рачменская, Л.А. Усанкова, Н.И. Талакин, В.П. Жиликов, В.Г. Сапожникова, В.И. Негина).

1960-1980 гг. Разработаны литейные высокопрочные коррозионностойкие и конструкционные стали (Я.М. Потак, В.М. Королев, В.М. Степанов, Ю.А. Жмурина) и литейные высокопрочные жаропрочные сплавы (С.Т. Кишкин, В.М. Королев, Б.М. Колобашкин, Е.Г. Кононова) для литья крупногабаритных фасонных деталей изделий аэрокосмической техники.

Разработаны теоретические основы и созданы новые виды полимерных связующих, лакокрасочных материалов, клеев, герметиков, теплозащитных и эрозионностойких материалов, специальных покрытий, многофункциональных неметаллических (радиопрозрачных, радиопоглощающих) материалов (Н.С. Лезнов, Д.А. Кардашов, В.Т. Минаков, В.В. Чеботаревский, В.А. Кудишина, Н.Б. Барановская, Ю.А. Дубинкер,  В.А. Попов, В.А. Фролов, Э.К. Кондрашов, Б.Ф. Алексеев, И.И. Денкер).


Экспериментальный  ударно-разведывательный самолет Т-4 «Сотка»

1961-1968 гг. Разработан комплекс неметаллических материалов (высокопрочные стеклопластики, органические стекла, армирующие наполнители, радиотехнические материалы и др.), обеспечивающих изготовление конструкций для ракетной и авиационной техники (Я.Д. Аврасин, Б.А. Киселев, В.В. Павлов, М.Ц. Сакаллы, М.Я. Бородин, М.М. Гудимов, Б.В. Перов, Я.М. Парнас, Б.И. Паншин, А.С. Фролов).

1965-1991 гг. Разработан сверхлегкий свариваемый коррозионностойкий алюминийлитиевый сплав для конструкций планеров самолетов (И.Н. Фридляндер, Н.И. Колобнев, О.Е. Грушко, B.C. Сандлер, С.А. Каримова, В.И. Лукин).


Тяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрия»

1970-1990 гг. Создана лаборатория полимерных композиционных материалов (КМ). Разработаны основы материаловедения и технология нового класса конструкционных и многофункциональных КМ.

Осуществлено внедрение полимерных КМ в конструкции планеров самолетов Ан-124, Ан-225, МиГ-29, Ту-160, Су-26, лопастей и планера вертолетов Ка-32, Ка-50, Ми-26, статорных лопаток и корпусных деталей газотурбинных двигателей Д36, Д18, космических и ракетных комплексов, искусственных спутников Земли и других изделий народного хозяйства (А.Т. Туманов, Б.В. Перов, Г.М. Гуняев, Г.П. Машинская, Т.Г. Сорина, А.Ф. Румянцев, В.А. Ярцев, Ю.Е. Раскин, Г.Ф. Железина, Р.З. Волошинова, Л.И. Аниховская, В.П. Батизат, Л.А. Дементьева, И.Л. Хорошилова).

1970-2000 гг. Разработано более 100 пожаробезопасных материалов для интерьера всех типов пассажирских самолетов и вертолетов, что исключило случаи возгорания материалов интерьера. ВИАМ - единственная организация в странах СНГ, которая располагает всем комплексом испытательного оборудования по оценке пожаробезопасности материалов (В.Г. Набатов, Э.К. Кондрашов, Е.Г. Сурнин, В.Н. Воробьев, В.Т. Минаков, Э.Я. Бейдер, А.Н. Кирюшкина, В.В. Павлов).


Интерьер VIP-салона

1975-1995 гг. Созданы серия высокопрочных титановых сплавов и технологии их производства и применения в конструкциях (С.Г. Глазунов, Л.П. Лужников, Е.А. Борисова, А.И. Хорев, В.Н. Моисеев, Ю.И. Захаров, О.П. Солонина,  К.К. Ясинский, В.В. Тетюхин).


Транспортировка космического челнока «Буран»

1973-1987 гг. Разработан комплекс уникальных материалов (волокна, теплозащита, клеи, углерод-углеродные материалы, лакокрасочные покрытия), а также средств неразрушающего контроля, обеспечивший создание многоразового космического корабля «Буран» (А.Т. Туманов,    Р.Е. Шалин, С.С. Солнцев, В.Н. Грибков, Г.М. Гуняев, А.П. Петрова, Э.К. Кондрашов, А.И. Хорев, В.Т. Минаков, Б.В. Щетанов, В.А. Засыпкин, И.Н. Фридляндер, Б.В. Перов, Б.П. Морин, В.Г. Набатов, В.П. Батизат, А.А. Донской, B.C. Рыльников, В.А. Гольцев, Г.А. Морозов, А.К. Денель,  И.В. Соболев, А.Ю. Берсенев, Е.Е. Муханова, Л.А. Чатынян, В.А. Молотова, О.А. Мордовин).

1955-1980 гг. Создание высокотемпературных гидравлических жидкостей для сверхзвуковой авиации и взрывопожаробезопасных жидкостей для гражданской авиации, а также противообледенительных авиационных жидкостей (А.Я. Королев, Л.В. Горнец, Ю.Е. Раскин, Л.М Виноградова, Е.Е. Муханова, И.Н. Головина).

1932-2000 гг. Разработаны присадочные материалы и припои, созданы технологические процессы сварки и пайки металлических конструкционных материалов (М.В. Поплавко-Михайлов, Д.С. Балковец, Ю.П. Арбузов, А.И. Губин, Р.С. Курочко, B.C. Рыльников,  Л.И. Сорокин, В.И. Лукин, В.Е. Лазько).

1970-1999 гг. Развита концепция и созданы научные основы получения высокожаропрочных никелевых и интерметаллидных сплавов, а также металлических композиционных материалов (А.Т. Туманов, С.Т. Кишкин, Н.Ф. Лашко, Е.Н. Каблов, Б.С. Ломберг, К.И. Портной, С.Е. Салибеков, М.Б. Бронфин, В.В. Сидоров, И.Л. Светлов, В.П. Бунтушкин, В.М. Чубаров,  В.А. Турченков, А.Н. Грибков, Ю.А. Абузин, Н.В. Петрушин, Н.Г. Орехов, В.Н. Толораия).

1972-1995 гг. Создана лаборатория защитных технологических и жаростойких эмалей. Разработаны основы синтеза и технология получения и нанесения нового класса высокотемпературных стеклокерамических покрытий и материалов. Осуществлено внедрение покрытий на заводах различных отраслей промышленности при производстве самолетов МиГ-25, Ил-76, Ан-22, Ту-160, Су-25, Су-27, МиГ-29, практически всех авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных реактивных двигателей. Впервые в мировой практике созданы реакционноотверждаемые покрытия для теплозащиты МКК «Буран». Разработаны научные основы создания керамических, углеродкерамических и стеклокерамических композиционных материалов и покрытий (С.С. Солнцев, В.А. Розененкова, В.В. Швагирева, Н.В. Исаева, Р.Н. Додонова, Е.В. Семенова, Г.А. Соловьева, З.И. Ряховская, Н.А. Миронова).


Высокотемпературные керамические и
стеклокерамические КМ конструкционного
и теплозащитного назначения

Разработаны технология и оборудование для высокоградиентного литья монокристаллических лопаток с транспирационным (проникающим) охлаждением и их защиты от высокотемпературной газовой коррозии; созданы высокожаропрочные сплавы с повышенным содержанием рения для газотурбинных двигателей (Е.Н. Каблов, И.М. Демонис, С.А. Мубояджян, И.Л. Светлов, В.А. Николаев, А.С. Пахомов, В.В. Герасимов, Ю.А. Бондаренко, В.Н. Толораия, Н.Г. Орехов, Н.В. Петрушин).


Современный истребитель-бомбардировщик Су-30

Двигатель АЛ-31Ф
с изменяющимся вектором тяги

1980-2000 гг. Предложена и реализована концепция создания интеллектуальных и адаптирующихся полимерных композиционных материалов. Впервые в мировой практике выполнено крыло обратной стреловидности из адаптирующегося углепластика для самолета С-37 (Г.М. Гуняев, Р.Е. Шалин, Т.Г. Сорина, Г.П. Машинская, Г.А. Морозов, Г.Ф. Железина, Е.Н. Каблов, В.Т. Минаков).

Начато широкое внедрение полимерных композитов в самолето- и вертолетостроение: Ту-204, Ил-96-300, Ту-334, Ил-114, Ка-62, С-37 и др. (Г.М. Гуняев, Т.Г. Сорина, А.Ф. Румянцев, Г.П. Машинская, Б.В. Перов, М.П. Уральский, В.Т. Минаков, В.П. Батизат, Р.И. Иванова,  В.В. Костельцев, Н.Б. Барановская, А.В. Савенкова, З.Н. Колобова, М.Г. Долматовский).

Разработана и внедрена концепция комплексной противокоррозионной защиты авиационной техники для эксплуатации в различных климатических условиях (А.Д. Жирнов, С.А. Каримова, Т.Г. Павловская, Л.И. Прибылова, Е.В. Пласкеев, В.Н. Владимирский, М.Г. Офицерова).

1982 г. За заслуги в создании и обеспечении материалами новых образцов техники ВИАМ награжден орденом Октябрьской революции.

1994 г. ВИАМ присвоен статус Государственного научного центра РФ (Постановление Правительства РФ от 29.03.1994 г. № 247). Этот статус подтвержден Постановлением Правительства РФ от 29.01.2000 г. № 159-Р и Распоряжением Правительства РФ от 31.12.04 г. № 1769-р.

2002 г. по настоящее время

2002 г. - год семидесятилетия ВИАМ. Указом Президента РФ коллективу ВИАМ объявлена Благодарность за вклад в разработку и создание материалов для авиационно-космической техники.

Торжества прошли в Государственном Кремлевском Дворце.


Торжественное заседание
в Государственном Кремлевском Дворце

Достижения ведущих специалистов института отмечены Государственными наградами, Почетными Званиями, Почетными грамотами Правительства РФ и Росавиакосмоса.


Выступление генерального директора
Е.Н. Каблова в Государственном
Кремлевском Дворце

Орденами награждены:
«За заслуги перед Отечеством» III степени - И.Н. Фридляндер,
«За заслуги перед Отечеством» IVстепени - Е.Н. Каблов, С.Т. Кишкин,
«Почета» - В.Т. Минаков.

Медалью ордена
«За заслуги перед Отечеством» II степени
награждены: И.В. Сомова, Ю.Н. Шевченко, Л.Н. Тупицина, А.Б. Шалькевич.

Почетные звания присвоены:
«Заслуженный машиностроитель Российской Федерации» - А.С. Пахомову,
«Заслуженный металлург Российской Федерации» - И.М. Демонису.

72 сотрудника института награждены Почетными грамотами Правительства РФ и Росавиакосмоса.

За последние три года проведен большой объем работ по восстановлению производственных площадей, созданию новых производственных участков, ремонту, модернизации, обновлению испытательной и исследовательской техники, обучению и воспитанию научных кадров.

Активно развивается сотрудничество с ведущими авиационными фирмами России и мира по созданию и использованию материалов в современных изделиях авиационной техники: А-380 (ЕС), Боинг-787 (США), Ту-204, Ту-334, Бе-200, МС-21, RRJ (Россия).

В становление и развитие института, в научные разработки и их внедрение в КБ и на серийных заводах значительный вклад внесли сотрудники:
Г.В. Акимов, М.Ф. Алексеенко, М.Б. Альтман, Р.С. Амбарцумян, Я.Д. Аврасин, Ф.Ф. Ажогин, В.П. Батраков, С.З. Бокштейн, Н.Б. Барановская, Н.И. Блок, А.В. Балтаджи, В.А. Богатов,           З.И. Бражникова, Б.Н. Важнов, А.М. Волобуев, С.Г. Глазунов, М.М. Гудимов, Г.М. Гуняев,       Л.Я. Гурвич, М.А. Генкин, В.М. Горюнов, А.Л. Дорофеев, И.М. Демонис, В.И. Душина, А.В. Ермолаев, В.И. Засульский, И.А. Заварзин, В.В. Иода, Н.В. Кадобнова, Д.А. Кардашов, С.И. Кишкина, С.Т. Кишкин, Е.Н. Каблов, Э.К. Кондрашов, Б.А. Киселев, И.Ф. Колобнев, Н.И. Корнеев,     Г.А. Круглов, Ю.И. Каплин, А.В. Красников, Б.С. Ломберг, Н.С. Лезнов, С.А. Моисеев, Г.М. Максименков, С.А. Мубояджян, Б.В. Перов, А.Ф. Петраков, К.И. Портной, Я.М. Потак, В.В. Павлов, С.Е. Павлов, А.С. Пахомов, Н.С. Постников, В.Н. Падейский, Е.И. Разуваев, С.М. Рождественский, Н.М. Скляров, В.М. Степанов, И.П. Семикин, Д.П. Старков, Г.И. Савельева, И.В. Сомова, А.Т. Туманов, М.А. Тимонова, Л.Н. Тупицына, Я.Б. Фридман, Г.М. Хазанов, В.В. Черкасов,      Л.В. Чурсова, Р.Е. Шалин, К.Я. Шпунт, Д.Я. Шрайбер, М.Я. Шаров, В.А. Ямчук,
а также представители Минобороны:
В.П. Веселков, В.Г. Журавлев, B.C. Кошевой, В.Ф. Коротков, Ю.Г. Ромушкевич, Н.Ф. Старостенко, А.Л. Соколов, Ю.Н. Шевченко.


Пассажирский самолет Ту-204

В институте работали выдающиеся ученые, имеющие признанный авторитет в мире, академики, чл.-корреспонденты АН СССР: К.А. Андрианов, Г.В. Акимов, Р.С. Амбарцумян, А.А. Бочвар, П.А. Дерягин, В.А. Добаткин, С.Т. Кишкин, А.Т. Туманов, Я.И. Френкель;
академики: АН УССР Н.Н. Давиденков и АН БССР Б.В. Ерофеев.

В настоящее время в ВИАМ трудятся 1 академик РАН и 2 чл.-корреспондента РАН: И.Н. Фридляндер, Р.Е. Шалин, Е.Н. Каблов.

Руководители  ВИАМ:

1932-1933 директор - И.А. Бахматов

1933-1938 красный директор - В.Л. Десятников;
технический директор,профессор - И.И. Сидорин

1938-1951, 1955-1976  директор - чл.-кор. АН СССР, д.т.н., профессор, генерал-майор А.Т. Туманов

1951-1955 директор - Н.Д. Бобовников

1976-1996 директор - чл.-кор. РАН, д.т.н., профессор Р.Е. Шалин

с 1996 по настоящее время Генеральный директор - академик, профессор Е.Н. Каблов

Посмотреть видео
Формование деталей из полимерных композиционных материалов
Высокотемпературный автоматизированный испытательный комплекс
Производство лакокрасочных материалов
Защитные технологические покрытия для сталей и сплавов
Аморфные ленточные материалы
Климатические станции ФГУП «ВИАМ»
Лаборатория прочности и надёжности материалов им. Профессора С.И. Кишкиной
Термический анализ
Полимерные композиционные материалы
Опытно-промышленный участок по выпуску фенольно-каучуковых пенопластов
Цех вакуумного литья лопаток с монокристаллической структурой
Научно-экспериментальный центр им. С.Т. Кишкина
Вакуумная индукционная плавильная установка ВИАМ-2002
Ионно-плазменные установки МАП
Экспресс-лаборатория по определению химического состава сплава
Рентгеновская дефектоскопия в ВИАМ
Комплекс металлофизического анализа металлических материалов
Для наилучшего просмотра сайта рекомендуется установить проигрыватель Flash Player Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д.17.
тел.: +7(499)261-86-77; факс: +7(499)267-86-09
E-mail: admin@viam.ru
Copyright © ВИАМ
Все права защищены 2019
Разработка сайта: ВИАМ